© Разработка и наполнение сайта В.Лемех

ОТЧЕТЫ О НИР ПО ПОДПИСКЕ

Основные выводы и предложения

1) Будучи универсально примененными, показатели (индексы) научной, научно-технической и инновационной деятельности формируют образ искаженного будущего. Они неосознанно исключают возможность проявления когнитивных явлений, в значительной степени стимулируя беспричинное, немотивированное и, следовательно, результативно неопределенное будущее. Как показывает зарубежный опыт, инструмент, который заменит инновационные показатели и индексы, будет основан на больших данных. Большие данные все больше формируют основу для новых исследований и выводов.
2) Системно-функциональный аспект государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью является базовым для адаптации успешных зарубежных практик, так как релевантность нововведений обеспечивает фактор структуры (сетевого взаимодействия), в отсутствии которого любое заимствование оказывается враждебным (ненормальным) по отношению к действующей практике.
3) Линейный подход к ведению бизнеса демонстрирует односторонний (производственный) аспект эффективности, провоцируя проблемы системного характера, в частности неизбежный конфликт интересов между отраслевыми и территориальными приоритетами государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, пагубное отчуждение науки от общества и бизнес-структур. Компартия КНР еще в 2002 году признала необходимость фундаментальных изменений в законодательстве и практике ведения бизнеса в связи с вовлечением в гражданский оборот принципов циркулярной экономики. В Республике Беларусь данный приоритет и базовая установка для развития инноваций находится в зачаточном состоянии.
4) В контексте возрастания роли циркулярной экономики приоритеты научной, научно-технической и инновационной деятельности неизбежно трансформируются для распространения эффективности на все слои общества (социума). Системный сдвиг в сторону циркулярной экономики требует создания целостной системы руководящих принципов, методов планирования и прогнозирования, взаимодействия науки, общества и бизнеса (в Великобритании разработан стандарт BS8001) для обеспечения баланса между нереализованной продуктивностью человеческого капитала и избыточным поглощением природного капитала. Принципы циркулярной экономике рекомендуется использовать в качестве общенационального приоритета (мегапроекта) Республики Беларусь.
5) Инновационная деятельность (деятельность по преобразованию новшества в инновацию) является фрагментом противоречивых, неоднозначных и перманентно-кризисных экономических процессов, которые способны нарушить привычный порядок вещей за счет перераспределения ресурсов и акцентирования внимания на высокой рентабельности (рисках) нововведений. Финансовые ограничения, выраженные в показателе расходов на НИОКР в процентном отношении к валовому внутреннему продукту страны, является важным, но не фундаментальным и не самым мощным фактором научного, научно-технического и инновационного развития, описываемого глобальным индексом инноваций (GII). Из 10-ти стран, имеющих наивысший ранг по GII в 2016 году, только две страны (Швеция и Дания) имели близкие значения с показателем расходов на НИОКР по отношению к ВВП страны.
Справочно. Национальные счета Китая основаны на данных, собранных местными органами власти. Поскольку местные органы власти получают вознаграждение за рост ВВП и инвестиций, у них есть стимул искажать местную статистику. Национальное бюро статистики Китая (НБС) корректирует данные, предоставленные местными органами власти, для расчета ВВП на национальном уровне. Корректировки, сделанные НБС, составляют в среднем 5% ВВП с середины 2000-х годов.
6) Инновации, референтным полем которых является закон, искажают многогранную природу явлений (причины, возможности, действия), оказываясь в ловушке предзаданного, очевидного и недвусмысленного и от этого нереалистичного. Накал противоречий между формальным и реальным существенно спадают, когда инновации являются открытым стандартом, утверждающим передовой опыт и преобразовывает его в практические рекомендации.
7) Большинство инженеров не связаны с решением изобретательских проблем. Более того, изобретательство вообще не рассматривается в контексте ежедневной деятельности. Если принять за основу данный тезис, то действия, предпринимаемые государством в области науки и инноваций, должны использовать изобретательство и рационализаторство в качестве неотъемлемой (повседневной) части экономики отдельных предприятий, субъектов научной и инновационной инфраструктуры.
Справочно. На сентябрь 2015 г. 32881 сотрудник компании получил ТРИЗ образование (теория решения изобретательских в компании (из них 5581 на уровнях выше базового).
8) Направления исследований и технологические проекты не следует отождествлять с приоритетами научной, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами. Как показывает опыт Нидерландов, приоритет должен стать движущей силой по разрешению противоречий, формировать питательную среду для перехода к новой действительности, используя для этого передовые технологические решения.
9) Государственное финансирование приоритетов научно-инновационного развития, которые бы выступали самодостаточной институциональной конструкцией (мегапроектом), вовлекающим в поле сотрудничества разрозненный банковский, финансовый и человеческий капитал, постепенно формирует облик новой экономики, которая еще по-прежнему тяготеет к линейному (упрощенному) пониманию эффективности. 

1) Между 12 показателями, характеризующими интеллектуальные, организационные и финансовые особенности инновационной деятельности по версии международной бизнес-школы INSEAD (Франция) и интенсивностью осуществления венчурных сделок в группе из 48 странах выявлена несущественная и умеренная связь (коэффициент корреляции находится в интервале от -0,187 до 0,602).
2) В процессе исследования выявлено, что венчурный капитал:
- не стал безусловным фактором повышения производительности труда (в частности, в Великобритании);
- подвержен массовым подъемам и спадам, естественным образом реагируя на кризис финансовых рынков;
- причастен к проектам с высоким потенциалом экспоненциального роста и низкими капитальными затратами, прежде всего в IT-индустрии (бывают исключения);
- остается географически изолированным даже на уровне небольших стран, таких как Нидерланды;
- тяготеет к крупным корпоративным структурам, которые формируют собственную венчурную культуру и приоритеты по наращиванию прибыли;
- создает прецедент губительного для экономики «повторного счета», когда эффективность венчурного проекта поддерживается эмиссией инвестиций на старте покупки бизнеса и на стадии его продажи;
- конкурирует с альтернативные инвестиционные стратегиями, ориентированными на получение высокой маржи от ведения бизнеса (частным капиталом).
3) Значительное государственное вмешательство в сферу венчурной деятельности, имеет как положительный, так и отрицательный результат. Обширные корпоративные налоговые льготы, преимущества или ограничения, воздействующие на сферу венчурного бизнеса, работают лучше, когда хорошо упорядочены и согласованы с целями разумного развития страны или отдельных регионов.
4) Интегрированная ставка налога на капитал положительно связана с венчурной деятельностью (коэффициент корреляции, равный 0,291, указывает на положительную статистически слабую зависимость). Интегрированный налог на капитал в США является сравнительно высоким, тем не менее, закрепляет за страной лидирующие позиции в индустрии венчурной деятельности.
5) Капитализация фондового рынка положительно коррелирует с венчурной деятельностью, но статистически значима только в отдельных спецификациях.
6) Аксиоматический подход к построению венчурной экосистемы в Республике Беларусь за счет снятия ограничений на развитие венчурной деятельности по капиталистическому сценарию, позволяет устранить фактор «повторного счета» для разумного развития социума. Венчурное инвестирование, реализуемое в качестве суверенной венчурной программы (эмитента токенизированных активов), предоставляет выгодную долгосрочную перспективу для «больших» денег.
7) Конъюнктурное обследование субъектов инновационной и венчурной деятельности позволяет сформировать респондентскую сеть специалистов для взаимоконсультирования в режиме онлайн, совместной подготовки информационно-аналитических материалов, мотивированной интеграции при реализации экономически значимых мероприятий, включая анкетный опрос.  

1) Государственное финансирование НИОКР, ориентированное на стимулирование региональных и корпоративных интересов, привело к созданию двух цивилизаций, одна из которых генерирует знания и извлекает из них основные выгоды, а другая пассивно получает часть этих знаний и тем самым снижает способность к суверенитету и саморазвитию. В этой связи представляют особый интерес механизмы, которые в равной степени равноудалены от идеи условно-замкнутых национальных инновационных систем, с одной стороны, и концепций конкурентоспособности, основанных на глобальных торговых преимуществах, с другой.
2) Механизмы распределения бюджетных средств на НИОКР на основе формулы, конкурсной заявки, договора или с учетом истории взаимоотношений закрепляют позитивные и негативные тенденции, акцентируя внимание на субъектности научной организации, игнорируя тем самым: трансдисциплинарность научных исследований; неоднородность и растущее разнообразие субъектов, вовлеченных в производство знаний; социальную ответственность и рефлексивность; контроль качества в контексте сетевого взаимодействия.
3) Государство несет ответственность за активное формирование научно-технических систем, интегрированных в определенную миссию (программу позитивных изменений), а не только за исправление ошибок или просто перераспределение богатства. Миссионерно-ориентированная роль государства позволяет сориентировать государственные и коммерческие банки, субъектов научной деятельности, потенциальных потребителей научно-технической продукции, а также частные организации, заинтересованные в общественных целях, в единый программно-целевой организм.
4) Лучшие зарубежные практики показывает, что административно-правовой распределительный механизм управления НИОКР приводит к неизбежной трансформации своеобразия, неповторимости и многоплановости научно-исследовательского труда с последующей дегенерацией сообщества ученых, как культурной и социальной силы.
5) Эффективное финансирование НИОКР базируется на разумном симбиозе институционального финансирования научных коллективов и проектного финансирования НИОКР, соотносимого с самостоятельным экономическим интересом научной организации, кульминационной точкой (точкой притяжения) которого выступает определенная миссия (программа позитивных изменений), обеспечивающая мобилизацию финансовых средств (кооперацию потенциалов). Начало системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь может быть реализовано на уровне технологической платформы, равнодоступность к которой позволяет устранить системные противоречия, формируемые по линии «организация-работник», «центр-периферия», «государственное-частное».
6) Внедрения новых подходов (комплексных решений) венчурного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь произойдут только тогда, когда национальный капитал будет идентифицирован и востребован венчурным бизнесом. Пока этого не происходит, все текущие действия имеют тенденцию защищать иностранный капитал, и тем самым, консервировать негативные тенденции и диспропорции в экономике.
7) Не рекомендуется к внедрению на территории Республики Беларусь рыночный сценарий ведения венчурного бизнеса, который потворствует купле-продажи стартапов и финансовым спекуляциям на фондовом рынке (повторному счету). Укрепление спекулятивной позиции венчурных капиталистов на территории Республики Беларусь не представляется разумным и достаточным.
8) Комплексный подход к ведению венчурного бизнеса должен опираться на добровольное движение субъектов инновационной, научной и предпринимательской деятельности к более высокой сущности, фиксируемой в отношениях эффективности и позитивных перемен. Стимулирование венчурной деятельности в Республике Беларусь предполагает предоставление преференций и стимулов, обусловленных капитализацией венчурного проекта за определенный инвестиционный период, с распределением рисков и финансовых выгод в рамках программы расширенного государственно-частного партнерства. 

1) Механизмы распределения бюджетных средств на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности на основе формулы, конкурсной заявки, договора или с учетом истории взаимоотношений закрепляют позитивные и негативные тенденции, акцентируя внимание на «справедливом» распределении (игры с нулевой суммой). Вместе с тем, гражданско-правовой механизм управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью (игра с ненулевой суммой) позволяет сориентировать государственные и коммерческие банки, субъекты научной деятельности, потенциальных потребителей научно-технической продукции, а также частные организации, заинтересованные в общественных целях, на симбиоз отношений, обладающих общей эффективностью.
2) Эффективное управление научной, научно-технической и инновационной деятельностью предполагает, что темплан научной организации является временной оргструктурой, которая включает роли, обязанности, границы и уровень полномочий, обусловленных получением группой связанных исследовательских проектов (тем НИР), результатов, соответствующих атрибутам приоритетности и серьезности научной деятельности. Темплан НИР является центром притяжения инвестиций и банковских кредитов.
3) Базовый статус физического лица, профессионально занятого научной деятельностью, претендующего на выполнение темы НИР в качестве ее научного руководителя или участника темплана НИР, предполагает электронную идентификацию и оценку факторов качества труда, личных и творческих компетенций.
4) Эффективная загрузка команды исследователей и разработчиков темы НИР является многофакторной задачей, принимающей в расчет прогрессивность и полезность научно-исследовательского труда (трудовую активность) научных работников.
5) Гражданско-правовой механизм финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на основе симбиоза институционального и проектного подхода (управления эффективностью с единого центра) предполагает привлечение банковского капитала для оплаты внутренних затрат на научные исследования и разработки (темплан НИР), с одной стороны, и управления рисками с использованием бюджетных средств и денежных накоплений научной организации, с другой. Центром финансовых коммуникаций, мониторинга прогрессивности и полезности научно-исследовательского труда является Технологическая платформа, институциональная конструкция которой может быть реализована в формате простого товарищества. Технологическая платформа может стать организационно-правовым механизмом ведения венчурного бизнеса, интегрированного в программу расширенного государственно-частного партнерства.
6) Венчурное финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь получит разумное продолжение, когда национальный капитал, его амортизационные фонды будут идентифицированы и вовлечены в гражданский оборот. Пока этого не происходит, привлечение и всяческое потворствование иностранному капиталу консервирует негативные тенденции и диспропорции в экономике и научной сфере. Укрепление спекулятивной позиции венчурных капиталистов на территории Республики Беларусь не представляется разумным и достаточным для устойчивого социально-экономического развития.  

1) Затратно-распределительный принцип предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, будучи ориентированным на оценку их эффективого коммерческого использования, создает объективные предпосылки возникновения неэффективных льгот – избыточных налоговых расходов. Законодательно оформленная методика оценки эффективности льгот по налогам и сборам (пошлинам) в Республике Беларусь является частью административно-правового распределительного механизма, при котором налоговая льгота выступает естественной реакцией на усреднение возможностей ведения бизнеса с неизбежным порождением громоздких, избыточно оптимистических и, как правило, мало убедительных управленческих решений.
2) Международные сравнения косвенной налоговой поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, выполненное на основе исследований Всемирного банка «Легкость ведение бизнеса» и ОЭСР, указывают на то, что налоговые системы, базирующиеся на затратно-распределительном принципе, реализуемым по формуле «стандартная налоговая нагрузка-льгота-неопределенный результат» закрепляют негативные тенденции, акцентируя внимание на «справедливом» распределении. Учитывая неоднородность бизнес-сектора (региональную, отраслевую, инфраструктурную и т.д.) экономические последствия усреднения характеристик ведения бизнеса (ставок налогов, льгот по налогам и сборам) или их градуирование безотносительно частных приоритетов, ресурсного обеспечения и рисков ведения бизнеса остаются либо неопределенными, либо избыточно оптимистичными для владельцев (инвесторов) предприятия.
3) Для исследований экономических процессов и явлений, обусловленных налоговой политикой государства, используются статистические модели, приверженные преимущественно моделям данных. Это обстоятельство, как правило, приводит к неуместным теориям, сомнительным выводам и оставило без изменений широкий спектр проблем [25]. Предпринятый вычислительный эксперимент с построением модели налогового стимулирования ведения бизнеса субъектами инновационной деятельности реализует принцип «государственно-частного партнерства», обеспечивающего большую надежность и качество принятия решений на уровне отдельной организации, отрасли или региона, так как «связывает» в единый организм инвестиции, кредиты, прибыль и налоги.
4) Для обеспечения надлежащих, соответствующих лучшим зарубежным практикам, управленческих решений предлагается методический инструментарий мониторинга налогового стимулирования деловой активности субъектов инновационной деятельности, который позволяет идентифицировать, упорядочить, ранжировать, интегрировать и визуализировать частные позиции информантов, образующих респондентскую сеть для непрерывного обмена информацией и знаниями о ведении бизнеса. Методический инструментарий мониторинга отражает действительность в нечеткой, более адекватной форме на основе сочетания интуиции и логической точности, обеспечивает переход к более сложным (сетевым) механизмам отображения бизнес-настроений на регулярной основе. 

1) Дисбаланс в продвижении высокотехнологичных производств в регионы объясняется рыночной средой, которая потворствует неравенству и соперничеству за ресурсы, оставляя позади аутсайдеров и щедро вознаграждая фаворитов гонки. Налоговые льготы являются частью государственной политики развития, которая усиливает или ослабляет рыночные стимулы на региональном, отраслевом или корпоративном уровне.
2) В соответствии с лучшими зарубежными практиками меры прямого и косвенного стимулирования инновационной активности должны быть реализованы одним пакетом, обеспечивающим симбиоз программных целей, задач и ресурсов на относительно длинную перспективу. При этом консолидация капиталов имеет неоспоримое преимущество над их соперничеством. Формой такого рода консолидации являются «центры роста (влияния)».
3) Информационное обеспечение согласованной работы по продвижению высокотехнологичных производств в регионы страны, включая обмен данными и знаниями, рекомендуется осуществлять в формате специализированной технологической платформы (ассоциации), которая может стать консолидированным распорядителем налоговых льгот и преференций.
4) Инновации должны выступать в качестве причины позитивных технологических и социальных изменений в регионе, беспрецедентного решения его социально-экономических проблем. Стратегия регионального высокотехнологичного производства обусловлена не столько привлечением и накоплением капитала, сколько появлением новых, существенно более эффективных, способов объединения производственных ресурсов. Налоговые льготы и преференции в определенной мере должны способствовать гармонизации отношений, извлечении комплементарного эффекта от кооперации потенциалов.
5) Налоговые льготы, которые выполняют стимулирующую функцию в отношении физических лиц, профессионально занятых научной деятельностью, позволяют минимизировать силу противоречий, которые неизбежно возникают на стадии работы по найму. Когда налоговая льгота увеличивает творческую активность и мобильность работника, то можно говорить о социальной выгоде инноваций, возрастании субъектности ученых, инноваторов и изобретателей. Прежде всего, это важно для стран и регионов с низким и средним уровнем доходов. 

1) Субъекты инновационной инфраструктуры, ориентированные на эффективность предоставляемых услуг, в силу своей ограниченности и противоречивости, не позволяет сформировать систему деловых коммуникаций. С точки зрения системного подхода к деятельности субъектов инновационной инфраструктуры следует принимать во внимание важность не услуги, а группового (сетевого) взаимодействия для получения комплементарного эффекта. Ядром такого взаимодействия может стать научно-исследовательская инфраструктура, а институциональной конструкцией – государственно-частное партнерство с вовлечением государственных целевых бюджетных фондов.
2) Возможность обеспечения субъектов инновационной деятельности доступной научно-исследовательской инфраструктурой является базовый принцип совместной деятельности (государственно-частного партнерства), реализуемой с помощью государственных целевых бюджетных фондов. Эффективность инновационного процесса предполагает денежный вклад государственных целевых бюджетных фондов (РЦИФ, МИФ) для мобилизации капиталов, тогда как административно-правовой подход использует средства республиканского и местных бюджетов в качестве источника финансирования отдельных мероприятий субъектов инновационной инфраструктуры. Построенная микросимуляционная модель конвертации экономических ресурсов в совместный результат субъектов инновационной деятельности позволяет существенно продвинуться в данном направлении.
3) На основе данных общей доступности проведена сравнительная оценка полноты комплекса услуг, предоставляемых субъектами инновационной инфраструктуры резидентам (клиентам), на примере выборочной совокупности технопарков Российской Федерации и Республики Беларусь. Выявлено, что на практике технопарки предоставляют резидентам меньшее количество услуг, чем предписано законодательством. Услуги, предоставляемые центрами трансфера технологий и технопарками, в значительной степени дублируются.
4) Анализ соответствия ведения бизнеса резидентами технопарка условиям договора на осуществление инновационной деятельности на примере Минского городского технопарка показал, что не всеми резидентами (или не в полной мере) реализуется требование осуществления ими научной, научно-технической и инновационной деятельности. Следует также констатировать отсутствие развитого интернет-коммуникационного взаимодействия между потенциальными клиентами и технопарком, исследователями и резидентами, исследователями и технопарками. 

Mobirise
Эффективность не цель, а точка отсчета

1) Актуальность повышения результативности налоговых льгот и преференций субъектам инновационной деятельности Республики Беларусь сопряжена с неразрешимой проблемой совместимости противоречивых целей. Коллизия состоит в том, что одна сторона, неизбежно должна стать донором льгот, а другая – ее реципиентом. При таком положении дел оценка эффективности предоставления льгот и преференций превращается в «дурную бесконечность», т.е. не имеет принципиального решения.
2) Практика налогового льготирования субъектов инновационной деятельности закрепляет негативные тенденции и противоречия, которые становятся особой формой приватизации недополученных налоговых доходов республиканского и местного бюджетов. Предоставление налоговых льгот и преференций субъектам инновационной деятельности не означает, что они инвестируют полученную выгоду в улучшение инфраструктуры, повышение профессиональных и творческих навыков сотрудников.
3) Зарубежные авторы, специализирующиеся на данной тематике, предупреждают о важности существенных инвестиций в научно-исследовательскую инфраструктуру и отношения, возлагаемых на резидентов научно-технологических парков, в обратном случае – налоговые льготы и преференции «проедаются» без должного социально-экономического эффекта.
4) Сложившаяся практика предоставления налоговых льгот и преференций не стимулирует технопарки к оказанию услуг, предписанных законодательством, а напротив – делает их похожими на стандартные бизнес-центры по аренде коммерческой недвижимости. Введение практики рейтинговой оценки технопарков, корреспондирующей с объемами предоставляемой государственной помощи, является важным фактором повышения результативности бюджетно-финансовой и налоговой политики.
5) Выполненное исследование показало, что у технопарков отсутствуют понятные и финансово обеспеченные проекты по формированию «умной» специализации. Главным, оправдывающим себя, стимулом выступает возможность достижения коммерческого успеха любой ценой. Налоговые льготы и преференции не стали инструментом вовлечения высокотехнологичных производств в экономику региона, решения региональных социально-экономических проблем.
6) Для повышения результативности налоговых льгот и преференций субъектам инновационной деятельности Республики Беларусь (налогового стимулирования деловой активности) рекомендуется сформировать экосистему инновационного развития – коммуникационный инструмент укрепления доверия и разумного взаимодействия субъектов инновационной деятельности для удовлетворения важнейших общественных потребностей, входящих в сферу координации Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Инновационное развитие, представленное в логике экосистемы, обусловлено мобилизацией и упорядочением государственных, частных и кредитных ресурсов для формирования и совместного использования научно-исследовательской инфраструктуры и проектов инновационного развития.
7) Участники экосистемы инновационного развития подтверждают свой добровольный отказ от налоговых льгот и преференций в пользу государственно-частного партнерства, ключевой детерминантой которого являются налоговые расходы. Налоговые расходы республиканского и местных бюджетов аккумулируют в себе планируемый объем налоговых льгот и преференций с целью снятия внутренних противоречий и реализации других мероприятий программно-целевого характера. Налоговые расходы в отличие от налоговых льгот и преференций являются «живыми» деньгами. Выбор в пользу «живых» денег обязывает организации нести бремя налоговых выплат в полном объеме в качестве участника экосистемы инновационного развития.
8) Каждый процесс или действие субъектов инновационной деятельности рекомендуется планировать в соответствии с требованиями и функционалом Технологической платформы экосистемы инновационного развития. Технологическая платформа представляет собой набор программных и аппаратных средств, включая веб-сайт, которые субъекты инновационной деятельности используют в рамках своих предпринимательских стратегий.
9) Предложенный системный подход, подкрепленный моделированием экономических ресурсов в формате государственно-частного и регионального партнерства, рекомендуется сделать экспериментальной площадкой там, где традиционные способы распространения инноваций не сработали, где кризис эффективности особенно ощутим.   

1) Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности Швейцарии в силу противоречивости грантовой схемы предоставления финансовых услуг, ограниченны в своих действиях, напрямую корреспондирующих с деловой активностью и эффективностью отношений. С точки зрения системного пространственно-темпорального подхода к научной, научно-технической и инновационной деятельности следует принимать во внимание важность не услуги, а группового (сетевого) взаимодействия проектов, капиталов и организаций для снятия противоречий социально-экономического развития. Данный аспект имеет значение в плане применения грантовой системы для финансирования исследований и разработок в Республике Беларусь.
2) Фактор деловой активности в практике ведения бизнеса на территории Швейцарии адаптирован исключительно для обслуживания конъюнктурных целей крупных компаний и в меньшей степени является актом сравнения, результатом которого должно стать установление уровня принадлежности практики (непонятой способности организации) упорядоченной эффективности отношений. Высокий статус Швейцарии в рейтингах исследований и инноваций предрешен высокой интеграцией страны в международное разделение труда и свободный переток капиталов. Свидетельство тому – 2/3 НИОКР Швейцарии финансируется в соответствии с планами влиятельных международных компаний.
3) Инновационная деятельность, вытекающая из экономической политики венчурных капиталистов, приводит к появлению целей, подвластных преимущественно иностранному спекулятивному капиталу, и в существенно меньшей степени национальным и региональным задачам экономического развития Швейцарии. По мнению экспертного сообщества Швейцарии несмотря на высокий уровень экономического развития швейцарская экосистема венчурного бизнеса не является пространством состояний некой одной сущности, обладающей собственными внутренними противоположностями, взывающими к поиску меры и единства с приоритетами разумного развития страны.
4) Несмотря на отдельные преимущества и результаты осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, представители экспертного сообщества считают, что регулирующее законодательство Швеции достаточно осложнено, не создано должных условий для проявления деловой активности и развития «духа предпринимательства». Кроме этого, необходимо снижение административного давления на инновационный бизнес.
5) Опасность глобальной рецессии для Швеции обусловливает поиск более сбалансированной стратегии экономического роста для мотивации и стимулирования деловой активности на локальном, региональном, национальном и международном уровне. Для этого необходимы совместные усилия различных частей общества – политической элиты, делового сектора, системы образования и государственных институтов. Новые знания должны создавать основу для принятия решений, чтобы сбалансировать и интегрировать экономические, социальные и экологические аспекты устойчивого развития страны.
6) Фундаментальной проблемой экономики Швеции является недостаточное соответствие сформировавшейся инновационной системы на региональном и национальном уровнях вновь возникающей инновационной среде. Так, в частности, если старая система базировалась на сотрудничестве университетов с транснациональными компаниями, то существующая ориентирована на возникающие компании малого и среднего предпринимательства. Поэтому решающее значение имеет выбор оптимальных способов распределения государственных ресурсов на исследования и инновации, которые бы соответствовали потребностям не отдельных компаний, а способствовали эффективности отношений всех субъектов экосистемы.
7) Новая инновационная политика зачастую вырабатывается на основе стереотипа успешных регионов, и превалирует недифференцированный подход к использованию политических моделей для каждого региона. Однако мотивировать и организовать мобилизацию участников деятельности в менее развитых регионах намного сложнее из-за нехватки опыта и компетенции, а также ввиду отсутствия понимания инновационных процессов, поэтому в этом аспекте здесь не применимы универсальные «рецепты», необходим специальный инструментарий. Следует принимать во внимание роль регулятора, которая будет состоять в обеспечении координационного центра для всей экосистемы, содействии партнерским отношениям, снятии противоречий социально-экономического развития с помощью заранее подготовленных юридических норм и правил, напрямую корреспондирующих с деловой активностью субъектов деятельности.
8) Особенностью организации финансирования исследований и инноваций в Великобритании является наличие большого количества научно-исследовательских советов (фондов), которые выполняют функции не только по распределению бюджетных средств, но организационные функции по взаимодействию частного бизнеса и научной сферы страны. Глобальная цель такого взаимодействия – инновационное развитие экономики по приоритетным направлениям. В целом, как показывает анализ, объединение образовательных и научных организаций Великобритании в рамках научно-исследовательских советов, работающих на принципах партнерства с частным бизнесом, нацелено на проведение и координацию междисциплинарных исследований и разработок, что отвечает современным тенденциям инновационного развития и обеспечивает результативность использования бюджетных средств.
9) Доминирование свободных рыночных сил в экономике США привело к трансформации общественных отношений в области науки и инноваций. Научное знание в настоящее время играет роль товара, создатели которого – ученые и исследователи, находятся в состоянии перманентной конкурентной борьбы за финансовые ресурсы.
10) Грантовая схема распределения денежных средств на развитие науки, а вместе с ней и наука, переживает кризис финансирования. Речь идет как минимум о двух аспектах либерального экономического строя, в котором наука является бизнес-функцией:
- ограниченная доступность грантового финансирования исследований и инноваций,
- проблема оценки эффективности результатов исследований и инноваций.
Почти все зарубежные академические исследователи полагаются на внешние гранты для выплаты заработной платы и покупки оборудования. Однако статистические данные свидетельствуют, что количество одобренных грантов падает, а исследователи тратят все больше своего времени на подачу заявок на гранты (по некоторым оценкам около 50 % своего рабочего времени). Междисциплинарные исследования с меньшей вероятностью получают финансирование, а это означает, что важные виды исследований не проводятся. По данным зарубежных литературных источников постоянная борьба за финансирование подрывает работу научных коллективов, побуждая давать чрезмерные обещания (почти 2% опрошенных исследователей признали, что фальсифицировали или изменяли данные и результаты хотя бы один раз в своей карьере, а 34% признались в применении сомнительных методов исследования). Многие из ученых говорят о том, что грантовая схема неработоспособна и ее действие может привести к катастрофическим последствиям. В исследовании показано, что традиционный грантовый подход к финансированию научных исследований и инноваций нельзя применить к сугубо темпоральному* объекту, к которому относится проблемная ситуация.

*⁾ Темпоральность – интервал времени, на котором может быть установлена исчерпывающая специфичность объекта (процесса, организма, действия)  

1) Системность государственного управления научной, научно-технической и
инновационной деятельностью базируется на разумном вовлечении банковского капитала в организацию и стимулирование экспорта товаров и услуг с целью привлечения конечных потребителей, государственных структур, инноваторов и производителей к единому бизнес-процессу научно-технического сотрудничества. Страны, лидирующие в индексе GII, имеют пространственно-темпоральное проявление эффективности, которое предопределяется масштабом вовлеченности банковского капитала в бизнес-процесс деловых коммуникаций, выходящий за границы отдельных предприятий и регионов.
2) Системный сдвиг в сторону эффективности деловых коммуникаций требует создания целостной системы участия банковского капитала в формировании и поддержании в надлежащем состоянии цепочки добавленной стоимости инновационно-активных предприятий. Бизнес-процесс внешней экспансии товаров и услуг, подталкиваемый банковским кредитом, имеет высокую корреляцию с ВВП страны. На определенном этапе экономического развития (как минимум до 2008 года) в странах с высоким индексом GII было обеспечено 2-4 кратное превышение банковского кредитования нефинансового сектора экономики над экспортом товаров и услуг.
3) Мера деловой активности субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности может быть идентифицирована в соответствии с двумя взаимоувязанными тенденциями: - неупорядоченностью модельной пары «банковский кредит нефинансовому сектору экономики – экспорт товаров и услуг» как отношение фактических данных к максимальному результату за анализируемый период времени, - несогласованностью модельной пары «банковский кредит нефинансовому сектору экономики – экспорт товаров и услуг» как отношение показателя страны (региона) к максимально благоприятному межстрановому (региональному) значению за t-период времени.
4) Инновационная деятельность является фрагментом противоречивых бизнес-процессов, которые могут быть описаны универсальным единством причин, возможностей и действий. Собственно их структурная гармония и есть некий оптимум, мера внутриструктурного разнообразия национальной инновационной системы.
5) Потенциал деловой активности субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности содержится в управляемом взаимодействии причин, возможностей и действий. Накал противоречий инновационного развития существенно спадают, когда причины, возможности и действия для мотивации и стимулирования  
деловой активности субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности будут сомкнуты в одном единстве и упорядочены по единому сценарию. 6) Тождественность национальных систем, которые интегрированы в глобальное экономическое пространство, подтвердилась отчасти. Во многом причины-возможности-действия обеспечивают приемлемый уровень устойчивости инновационного развития исключительно на локальном (региональном) уровне.

Краткие выводы и предложения:
1) Научно-обоснованное методическое обеспечение конъюнктурного мониторинга деловых тенденций на инфраструктурном и региональном уровнях имеет решающее значение для организации полномасштабного сетевого взаимодействия органов управления, отвечающих за координацию и развитие научной и научно-технической деятельности в формате межведомственной, междисциплинарной и межрегиональной кооперации. Для надлежащей экспертно-аналитической поддержки субъектов инновационной инфраструктуры, органов власти местного и республиканского значения, ответственных за принятие научно-обоснованных управленческих решений, сформирован контур сетевого непрерывного обмена информацией и знаниями при широком использовании интернет-коммуникаций на базе веб-сайтов: https://monitoring.8m.by; https://plan-buduschego.8m.by; https://blog.8m.by.
2) В отличие от широко известного метода линейной сверстки критериев для принятия управленческих решений, имеющего труднопреодолимые недостатки, выражающиеся, прежде всего, в неприемлемости применения некоторых частных критериев из-за их субъективизма и низкого качества, представленный в исследовании методический инструментарий учитывает фактор инклюзивности деловых отношений резидентов технопарка, необходимый для того, чтобы объединять усилия для создания и эксплуатации крупных, сложных или дорогостоящих исследовательских проектов; получить эффект свободного коллективного взаимодействия в силу проблемно-ориентированности выполняемой работы; оптимизировать государственные расходы и налоговые стимулы.
3) В ходе экспериментальной апробации методического инструментария оценки инклюзивности и деловой активности резидентов ... технопарка рассчитан уровень деловой активности (d), который варьирует от – 0,214 до +0,785 при максимально возможном значении, равном 1. Превалирование среди 11 участников исследования пессимистичных и отрицательного сценариев деловых коммуникаций свидетельствует о высоких нереализованных возможностях технопарка, недостаточной инклюзивности бизнес-процессов компаний. Уровень деловой активности 11 резидентов технопарка (HW) в соответствии критерием умеренного оптимизма Гурвица составляет 0,285, т.е. 28,5% от максимально возможного результата.
4) Практика предоставления налоговых льгот и преференций не стимулирует органы управления технопарков и их резидентов к деловому взаимодействию, делает их похожими на стандартные бизнес-центры по аренде коммерческой недвижимости. С точки зрения системного подхода к деятельности субъектов инновационной инфраструктуры следует принимать во внимание важность группового (сетевого) взаимодействия для получения комплементарного эффекта.
5) Для осуществления динамических наблюдений за деловой активностью хозяйствующих субъектов, тенденциями и факторами, оказывающими стимулирующее (сдерживающее) влияние на социально-экономические преобразования на региональном уровне разработан веб-проект (URL – https://plan-buduschego.8m.by/) с соответствующим методическим инструментарием для конъюнктурного мониторинга деловых тенденций на региональном уровне. Методический инструментарий исследования позволяет идентифицировать проблему деловой активности не отдельной административной единицы, а группового взаимодействия участников интернет-сети, предоставляя информацию более высокого уровня.
6) Экономические отношения в республике складываются таким образом, что региональные экономики обладают избыточной автономией, а синхронизация бизнес-процессов оказывается недостаточной и противоречивой, стимулируя тем самым необходимость создания сложных экономических построений, каковой может стать межрегиональная инновационная экосистема.
7) Исходя из обобщенных позиций участников июньско-июльского конъюнктурного обследования деловых тенденций следует, что региональные различия привносят большое разнообразие в характер деловых коммуникаций, возможности и перспективы инновационного развития; национальная инновационная система не предлагает достойных управленческих и бизнес-решений, которые были бы восприняты с большим оптимизмом лицами, формирующими облик региональных экономик. Региональные предпочтения и деловой оптимизм связаны, прежде всего, с реализацией капитальных проектных решений, в частности – инфраструктурных проектов и лизингом оборудования.
8) Политику технологического развития региональных экономик рекомендуется выстраивать по принципу «базовое+корректирующее». Базовый уровень государственного планирования вправе обеспечить необходимый уровень эффективности отдельных организаций, а корректирующий – их квазиинтеграцию, ответственную за эффективность отношений, продуктивный уровень межрегиональной кооперации и субординации финансовых ресурсов. 

1) Благодаря развитию электронных коммуникаций эффективность стала фактором группового взаимодействия (сетевых инициатив), поэтому совершенствование методического и информационно-коммуникативного инструментария мотивации и стимулирования деловой активности субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности предполагает создание сетевых альянсов (экосистем), идентифицирующих проблематику не отдельных организаций, а эффективность их отношений.
2) Практика предоставления налоговых льгот и преференций не стимулирует органы управления технопарков и их резидентов к деловому взаимодействию, делает их похожими на стандартные бизнес-центры по аренде коммерческой недвижимости. С точки зрения системного подхода к деятельности субъектов инновационной инфраструктуры следует принимать во внимание важность инклюзивности деловых коммуникаций. Стимулирование эффективности ведение бизнеса резидентами технопарка рекомендуется осуществлять с учетом инклюзивности деловых коммуникаций – смоделированного продукта разумного взаимодействия резидентов и администрации технопарка. С учетом вышесказанного условия предоставление налоговых льгот и преференций резидентам технопарка и его администрации могут быть скорректированы.
3) В индустриально развитых странах финансирование НИОКР осуществляется преимущественно частным сектором при существенной преференциально-налоговой правительственной поддержке. Для Республики Беларусь характерна противоположная тенденция, заключающаяся в несущественном участии в бюджетировании НИОКР частного капитала. Альтернативой имплементации зарубежного коммерческого подхода к финансовому обеспечению научных исследований может стать разработка адекватной системы гражданско-правовых механизмов стимулирования эффективности отношений, позитивных изменений, основанных на принципах транспарентности и субъектности научного работника.
4) В Республике Беларусь гибридные формы грантового финансирования НИОКР, сочетающие в себе институциональный и проектный подходы, не получили развитие, ввиду этого, решения о целесообразности их имплементации могут быть приняты компетентными органами госуправления только после должной методологической проработки в рамках проводимой в республике реформы по дебюрократизации экономики.
5) Процесс имплементации в Республике Беларусь прогрессивного странового подхода к поддержке НИОКР по их результатам (целевой ориентации, синхронизации цепочки добавленной стоимости) задействует механизмы налогового льготирования не предприятий, а проектных решений инновационного характера в рамках научно-экспертной бизнес-экосистемы.
6) Переход от управления научными организациями – к управлению по результатам означает восстановление субъектности научного работника, движение в сторону живой и практической деятельности. Ситуация существенно изменяется, когда поощряется не экономический интерес научной организации, а эффективность отношений, интегрированных в тематическом плане научных исследований, институциональной конструкцией которого является простое товарищество (совместная деятельность).
7) Гражданско-правовой механизм управления научной деятельностью является технологией мотивированного обмена информацией, знаниями и капиталами, усиливающей целенаправленное действие, организованность и пользу группового взаимодействия органов государственной власти и управления, научно-экспертного сообщества, субъектов научной и инновационной инфраструктуры.
8) Государственное вмешательство в сферу венчурной деятельности имеет как положительный, так и отрицательный результат. Обширные корпоративные налоговые льготы, преимущества или ограничения, воздействующие на сферу венчурного бизнеса, работают лучше, когда хорошо упорядочены и согласованы с целями разумного развития страны и отдельных регионов.
9) Концепт-проект венчурной экосистемы предполагает, что ядром развития венчурной индустрии в Республике Беларусь является Программа венчурных проектов по реализации народнохозяйственных задач будущего развития на основе разумной мобилизации, кооперации и субординации финансовых ресурсов. Программа венчурных проектов венчурной экосистемы является интегрированным бизнес-решением, отражающим холистический подход к эффективности отношений – контрмеры эффективности отдельных организаций.  

Mobirise

Эффективность не внутри, а на стыке

Created with Mobirise templates